ИНОЧЕСКАЯ ОБИТЕЛЬ СТАРОВЕРОВ-ПОМОРЦЕВ НА РУДНОМ АЛТАЕ

[1]Современная монастырская обитель основана остальцами некогда известного не только на Алтае, но и по всей России Покровского Убинского (Алтайского) монастыря. Монастырь был основан в начале 1890-х годов семьей сибирских казаков Егоровых, на притоке Убы, реке Банной, монастырь был с трех сторон окружен высокими горами, сама долина реки Банной заросла тайгой, а с четвертой стороны находилась полноводная река Уба. Решение о строительстве женского монастыря было принято на местном Соборе христиан-поморцев. Руководителем строительства стал Егоров Нифантий Иванович. Значительную сумму на строительство монастыря передали купцы Морозовы. Строительство вели всем миром, добровольно. Известия о строительстве женского монастыря на Убе быстро разошлись среди поморцев Урала, Поволжья и Сибири. Вскоре сюда приехало несколько монахинь с Урала. В 1920-х годах в монастыре насчитывалось около 60 инокинь и белиц. Благодаря усилиям Егоровых обитель и верхняя Уба превратилась в мощный духовный центр Древлеправославной веры.Однако процветание сменилось новыми гонениями. В 1928 году монастырь подвергся разорению и игуменья Ирина раздала всем насельницам по иконе и скитскому покаянию, что бы они разойдясь по домам не оставляли молитвы, старицы все горько плакали, не хотели покидать обители. В монастыре заранее были вырыты ямы, в которых схоронили имущество: зерно, воск, книги, иконы.Договорившись вернуться, черницы разошлись во все стороны, некоторые с матушкой Афанасией ушли в район Минусинска, другие в Томскую тайгу, в Красноярский край, на Урал и др.  Репрессии против матушек продолжались, так Афанасия была обвинена в совершении крещений и осуждена, в лагере она провела 7 лет, там ей сломали несколько ребер.Почти все матушки спустя 30 лет, в конце 1950-х годов вернулись на Убу, поселились они в окрестностях бывшего монастыря по заимкам. Старшей в то время была матушка Афанасия.В конце 1970-х годов из Ростова приехала Мелания, она приняла постриг и купила дом в Лениногорске, туда же со временем переехали и другие матушки. В последние годы руководительницами обители были матушки Афанасия и Павла (ум. 1995 г.), в настоящее время старшая черница Марья.Сейчас насельниками обители являются матушки Марья и Ксения, а так же живущий при обители чернец Александр. По чину, они все являются рясофорными иноками, а матушка Марья на смерть благословлена на мантию. Чернец Александр учился на духовных курсах при Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине и появился на Алтае в начале 1990-х годов, однако не был допущен матушкой Афанасией в обитель, так как монастырь был женским. Несколько лет он жил в тайге на заимке, в районе старой обители на реке Умбе. После смерти Павлы в 1995 году он переселился в Риддер, так как оставшиеся матушки были преклонного возраста и потребовалась помощь в ведении хозяйства, в обители он поселился в гостевой комнате.В обители поддерживается строгий устав, совершается полный служебный круг, много молятся за творящих милостыню и за умерших. Сил становится уже не много, а еще недавно ежедневно молились сорокоуст.Времени на хозяйство практически не остается, все уходит на молитву, в огороде садят только картошку и зелень, но жука не собирают, так, что урожай получается как Бог даст.Но Господь милостив, так  зимой 2002-2003 годов у них из погреба утащили картошку, сажать пришлось очень поздно, одно ведро картошки попросили у соседей, порезали ее и так садили. Сначала была засуха, а потом пошли проливные дожди, колорадский жук, от картофельной ботвы остались одни палки, думали картошки не будет, однако урожай собрали небывалый, весь погреб полный, часть собранного отдали соседям и другим христианам.Милостыню и продукты от иноверных иночествующие не принимают, только от своих христиан-поморцев. В городе покупают только хлеб, сразу много и отдельно его отмаливают, потом сушат на сухари, свежий хлеб едят редко. В еде наложили на себя особый иноческий подвиг – воздерживаются от молочных продуктов.Риддерские иночествующие паспортов не имеют, и конечно же не имеют РНН (Регистрационный номер налогоплательщика — Казахский аналог ИНН), а без них не возможно получить ни денежные переводы, ни пенсии, даже оплатить коммунальные услуги нельзя. В итоге центральное отопление отрезали, теперь приходится покупать дрова и топить печку, от которой уже закоптился потолок.Дом в котором размещается монастырская обитель довольно просторный, в нем имеется отдельная моленная, келии, большой зал, трапезная, а также сени и веранда с крыльцом, во дворе имеются хозяйственные постройки. Сам дом, несмотря на то, что выглядит крепким, сильно прогнил, пол под моленной покрылся грибком. Угол дома (у моленной) весь трухлявый, крыша и потолок в нескольких местах протекают. Все водопроводные трубы проела ржавчина, часто приходится кое как латать дыры, благо брат Александр в миру был сварщиком. Электропроводка рвется, все опасаются замыкания, в общем в доме нужно все менять. Марья говорит лучше этот дом с участком продать, а купить другой поменьше, так как им с ремонтом не справиться. Зимой теперь в доме стало холодно, стали чаще болеть.Несмотря на то, что живут очень бедственно, не забывают помогать и другим одиноким христианам в городе. Бывает к ним приезжают гости, молитвенники или с милостынкой, с просьбами помолиться за родителей, крестить детей и другими требами.Посильную помощь обители оказывает городская Поморская община, средства в поддержку ежегодно высылает Российский совет ДПЦ, а так же собираются средства от христиан и отдельных общин в частном порядке. Неоднократно помогали одноверцы из Бийской общины.На совещании РС ДПЦ обсуждался вопрос о возможности выезда иноков в Россию, где можно было бы взять их под особую опеку, однако паспортов у них нет, а без них через границу не переехать, да и возраст уже не малый. Есть решение выделить средства и направить людей для организации помощи в ремонте здания обители.


[1] Доклад составлен на основе материалов полученных в ходе поездки в Риддер в сентябре 2003 года и беседы с матушкой Марьей.

ИНОЧЕСКАЯ ОБИТЕЛЬ СТАРОВЕРОВ-ПОМОРЦЕВ НА РУДНОМ АЛТАЕ: 8 комментариев

Добавить комментарий