ПОМОРСКОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛОРУССИИ

В современное время изучению истории старообрядческого духовного движения на территории Белоруссии уделяется мало внимания. За прошедшие 10 лет, этой теме посвящено всего несколько исследований, в большинстве своем касающиеся территории «ветки», т.е. Юго-востока современной Белоруссии. Так в 1999 г. вышел альбом Ветковского музея народного творчества,1 открытого в 1987 г. в г. Ветка и ведущего работу по сбору и сохранению предметов традиционной культуры старообрядчества гомельского приднепровья. В тоже время территория подвинья, остается менее изученной. Наиболее обобщающую и всестороннюю историю старообрядчества в Белоруссии описал в своей монографии известный исследователь Андрей Александрович Горбацкий, д.и.н. Брестского государственного университета. Монография вышла на Белорусском языке очень небольшим тиражом, так что, к сожалению она остается недоступной многим исследователям.Большое количество материалов по истории Поморского Дравлеправославия можно найти в старообрядческих печатных изданиях. В первую очередь в Календарях Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ) издающихся в Риге и в Москве, а также в других поморских журналах и газетах выходящих с нач. 20 в.Первые известия о староверах на территории Белоруссии, входящей тогда в состав Великого Княжества Литовского, относятся ко второй пол. 17 в. К нач. 18 в. уже сложилось два основных центра распространения старообрядчества, Двинский и Ветковский.2 Так в нач. 18 в. новгородские переселенцы недалеко от г. Браслава основали село Кирилино, старшим среди них был Фома Лукич Мстёнок, потомки которого являлись наставниками до кон. 20 в. и носили фамилию Мастюлины.3Особенно активно в 90-х гг. 17 в. происходило расселение в районе о. Ветка, на землях панов Халецкого и Красильского, куда еще в 80-х гг. бежали спасавшиеся от казней и расправ старообрядцы-стрельцы.4 С началом «выгонки» 1734 г. часть поморцев (в то время в основном старопоморцев-федосеевцев), стала продвигаться на запад от Ветки (до реки Березины), и далее в глубь Белорусских земель. В 1750-х гг. подверглись разорению древлеправославные поселения в Прибалтике, в результате чего более активно стало заселяться среднее подвинье. Продолжая движение многие переселенцы двинулись по реке Березине, и разошлись практически по всей современной Восточной Белоруссии, и далее на Украину (район Житомира).В нач. 19 в. началось новое движение из литовских пределов, на этот раз на запад, в том числе и на территорию современной Гродненской области.Очень хорошо волны переселений прослеживаются в Бобруйском районе, где произошло их смешивание. Многие современные поморцы еще отличают «местных» от «ковенцев» – более поздних поселенцев. Так в г. Бобруйске «Старофорштадтская» и «Назаровская» общины являются «местными», а «Городская» и ряд сельских общин – «ковенцами».5В конфессиональном отношении к концу 18 в. в Белоруссии среди староверов-безпоповцев находились Поморские и Филиповские общины, однако преобладали федосеевцы. С сер. 19 в. началась практика принятия брака Федосеевскими общинами и присоединения их к Поморской Церкви. В основном этот процесс завершился к сер. 20 в. Одной из последних, в 1985 г. к Поморской традиции присоединилась Витебская община. Отдельные группы Федосеевцев еще остаются, однако они очень малочислены и не организованны. О Филиповцах не слышно, по крайней мере со второй половины 20 в. Таким образом, к кон. 20 в. Поморское Древлеправославие пройдя тяжелый исторический путь, наполненный гонениями и репрессиями, смогло сохранить свою самобытность, и организовать Церковную жизнь в новых условиях.С восстановлением религиозных свобод в Поморской Церкви стали образовываться центральные органы управления, как это уже было в 20-х 30-х гг. Некоторые белорусские общины приняли опеку Российского Совета ДПЦ образованного в 1989 г. Однако с распадом Союза ССР Российский Совет оказался как бы за границей, что ограничивало возможность общения с ним Белорусских общин. К тому же отсутствовал собственный руководящий орган, который бы отстаивал интересы Церкви и решал текущие вопросы. В этих условиях было решено провести съезд духовных наставников, на котором было решено организовать Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви Республики Беларусь (ЦС ДПЦ РБ). Инициаторами съезда и организации ЦС ДПЦ на базе общин подвинья, выступили духовные наставники Карпов Г.А. и Клементьев В.Е.6 Съезд духовных наставников поморских общин Белоруссии проходил 11 октября 1998 г. в Святотроицком храме одной из старейших общин в д. Кублищина Миорского района Витебской обл. в присутствии прихожан. Прибыли представители 15 общин. Председателем съезда был избран Клементьев В.Е., со вступительным словом выступили: Карпов Г.А., Орлов П.А., Клементьев В.Е. На съезде прошло учредительное собрание ЦС, председателем ЦС избран Георгий Альвиянович Карпов, духовный наставник Браславской общины; ответственным секретарем – П.А. Орлов (Полоцк); сопредседателем – Г.А. Бучкин (Витебск). Составлен устав ЦС ДПЦ РБ. Было принято решение о созыве Собора ДПЦ 28 декабря этого же года.7Первый Всебелорусский Собор ДПЦ проходил в г. Полоцке, в новом каменном храме Успения Пресвятой Богородицы, освященном 28 августа. На Соборе представителями более 20 общин были утверждены решения учредительного собрания и съезда наставников о формировании ЦС ДПЦ РБ и избрании руководителей ЦС. На Соборе также были организованы: духовный отдел, ревизионная комиссия и канцелярия. Намечена работа по активизации жизни общин, поддержке в деле регистрации и строительства молитвенных храмов. Обращалось внимание на выявление и налаживание связей с другими поморскими общинами, и включением их в работу ЦС. Местом пребывания канцелярии ЦС временно определен г. Полоцк.На Втором Всебелорусском Соборе ДПЦ 28 декабря 1999 г. в г. Полоцке, председателем ЦС был избран Орлов Петр Александрович – наставник Полоцкой общины, храма Успения Пресвятой Богородицы. Важным шагом стало утверждение Устава Церкви. Гостями на Соборе были представители Польши, Латвии, России. Представители ЦС участвуют в различных совещаниях, собраниях, соборах проводимых другими поместными Поморскими центрами. Так ЦС ДПЦ РБ входит в Международный координационный Совет ДПЦ, а с 2001 г. во вновь образованный Единый Совет ДПЦ.В эти годы налаживаются духовные и хозяйственные контакты с Прибалтийскими общинами. Из Риги начинают поступать Церковные календари, Уставы. На базе Минской общины возникает Старообрядческое Братство во имя святого ап. Иоанна Богослова, ведущего просветительскую деятельность. С 2000 г. начинает выходить журнал для семейного чтения «Благовест». Борисовской общиной уже несколько лет издается настенный календарь-указатель. Заметным событием в жизни Белорусских староверов стало празднование 23 июля 2000 г. 140 летия молитвенного храма Богушовской старообрядческой общины. Здание храма считается старейшим из сохранившихся поморских молитвенных домов в Белоруссии. На праздник прибыли гости не только из белорусских общин, но и наставники из Даугавпилса (Латвия).Всего на настоящее время в Белоруссии находится 37 общин ДПЦ, располагаются они во всех областях кроме Брестской. В Витебской обл. – 19 общин, в Могилевской – 8, в Минской – 6, три в Гомельской и одна в Гродно. Причем 28 общин имеют молитвенные помещения (в т.ч. 18 деревянных и 7 каменных Церквей). За последние десятилетие семь храмов были перестроены и расширены, во многих произведен ремонт, ведется реконструкция здания переданного «Городской» общине г. Бобруйска; построены новые каменные Храмы в Полоцке и Бобруйске. Образованны общины в Минске, Браславе, Гродно, Жодино (в Браславе под Церковный дом передано здание бывшей ветлечебницы). Идет подготовка к строительству Храмов в Минске и Гродно.8По некоторым оценкам, современная численность «крепких» Христиан-поморцев составляет около 50 тысяч человек, а людей с поморским крещением еще на порядок больше.Отрадно видеть, что на древней земле Белой Руси сегодня происходит возрождение Поморского Древлеправославия. 

Безгодов Алексей Александрович – г. Москва, сотрудник Историко-архивного отдела Российского Совета ДПЦ. 



1 Веткаўскi музей народнай творчасцi. – Мiнск: «Беларусь», 1999.

2 Гарбацкi А.А. Стараабраднiцтва на Беларусi ў канцы XVII – пачатку XX ст.ст.: Манаграфiя. – Брэст, 1999. Стр. 64.

3 Краткая история Древлеправославной общины в Кириллино. Благовест № 2, ноябрь-декабрь 2000. Стр. 47.

4 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. – М.: «Церковь», 1995. Стр. 429-430.

5 Дорожные записи октябрь 2000 г. (г. Бобруйск)

6 Личный архив Орлова П.А., председателя ЦС ДПЦ РБ. (г. Полоцк).

7 Там же.

8 Архив Российского Совета ДПЦ.

Опубликовано в 2002 г.

ПОМОРСКОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛОРУССИИ: 2 комментария

Добавить комментарий