ХРИСТИАНЕ-ПОМОРЦЫ УКРАИНЫ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Так уж сложилось, что когда говорят о старообрядчестве на территории Украины, то чаще имеют ввиду старообрядцев поповских согласий, и даже удивляются, когда узнают о безпоповцах. Однако в Украине проживает довольно значительное число старообрядцев-безпоповцев, в подавляющем большинстве принадлежащих к Древлеправославной Поморской Церкви (далее ДПЦ). Кроме того на Украине до настоящего времени сохраняются общины федосеевцев и возможно даже филипповцев.К сожалению Поморское Древлеправославие в Украине, в сравнении со старообрядцами-поповцами, остается практически не исследованным. За последние годы не появилось ни одного заметного отдельного исследования на данную тему, не считая поверхностных обзоров и кратких упоминаний, причем не всегда достоверных по содержанию. В итоге это приводит к искажению и  неправильному пониманию, как истории, так и современного состояния старообрядческих общин Христиан-поморцев.Удивительно, но даже в современных Поморских календарях[i] практически отсутствует информация не только об истории, но и о современной жизни Христиан-поморцев в Украине. Так за последние 50 лет появилось всего три таких статьи, причем все они вышли начиная с 1991 года.[ii] Некоторую дополнительную информацию можно найти в извещениях Российского Совета ДПЦ, главным образом в выпусках начала 1990-х годов. Основными источниками информации в такой ситуации становятся дореволюционные издания, среди которых как Епархиальные ведомости, так и старообрядческая периодика, а так же работы историков до начала 20 века, статистические материалы и другие косвенные источники[iii]. Отдельно можно сказать об источниках созданных в среде самих старообрядцев, среди них «История о бегствующем священстве» Ивана Алексеева (Стародубский, ум. 1776 г.), «История Чугуевского монастыря» составленная схимницей Ираидой (Ираида Ивановна Серебрякова, ум. 1879 г.) и некоторые другие. Вместе с этим интересно было бы выявить и архивные документы по этой теме.Старообрядчество на землях Украины в 17 веке представляло собой еще единое социально-культурное сообщество. С конца 17 века усилился миграционный поток старообрядцев из центральной России, в то же время наметились различные центры влияния к которым тяготели старообрядческие общества. Среди таких центров выделялись пограничные с Украиной Стародубье и Ветка, в которых наряду с поповскими существовали и безпоповские поселения, кроме того благодаря многочисленным в то время странствующим инокам из разоренных северных монастырей устанавливалось влияние Поморских скитов на местных безпоповцев.В Украине сложилось два основных района проживания старообрядцев-безпоповцев отличающиеся историей своего происхождения и развивавшиеся довольно изолированно друг от друга. Условно эти районы можно разделить на Восточную и Западную часть современной Украины. Такое географическое разделение сохранилось и до настоящего времени.В Восточной, Левобережной части Украины в 17-20 веках проживали в основном поморцы ориентирующиеся в духовных делах на Москву и Выговский монастырь. Расселены они были по всей Восточной Украине, но наиболее компактно в районе Харькова, недалеко от которого находился Чугуевский монастырь. В биографии основателя монастыря схиинока Даниила можно увидеть одну из схем миграции старообрядческого населения того времени. Даниил (1710 – 1790) родился в Поморье, с молодости стал насельником Выговского монастыря, отправившись в странствие жил сначала в Москве, позже в Стародубье. В Чугуеве совместно с иноками Герасимом и Германом, в 1760 году им была образована обитель, руководителем которой он становится.Поморские общины Правобережной Украины в отличии от восточных общин своим происхождением связаны с Беларусью[iv], в 18-19 веках среди них преобладали федосеевцы. Основной поток переселенцев был непосредственно связан с Ветковскими выгонками 1734 и 1764 годов, а так же с движением старообрядцев из Прибалтики. Направление расселения шло примерно по линии рек Северная Двина – Березина, далее Волынская, Подольская губернии и дальше в Бесарабию и Румынию. Наиболее компактно федосеевцы и поморцы расселились в окрестностях Житомира где ими было основано несколько сел. На протяжении 19 и начала 20 века среди федосеевцев была устойчивая тенденция к переходу на поморские позиции, в итоге к настоящему времени федосеевских общин в Украине известно не более пяти. Отдельно стоит упомянуть филипповцев, которые так же имели свои общины, наиболее крупная из которых находилась в Одессе[v], однако об их судьбе ничего не известно, но есть данные, что небольшая группа филипповцев сохранилась в пригороде г. Браила (Румыния).Не менее интересна и история небольшого числа старообрядцев-поморцев Закарпатья, этнически они являются Русинами и ранее проживали на территории Австрийской империи. В настоящее время они проживают в селе Заричево и в городах Ужгороде и Мукачево[vi]. 

Долгое время крупным поморским духовным центром в Украине был Чугуевский монастырь явления чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинской. Как уже было сказано монастырская обитель основана в 1760 году выходцами из Выговского монастыря старцами Даниилом, Герасимом и Германом, на месте бывшего скита стрельцов-старообрядцев. В первые же годы к братии стали приходить и окрестные жители, желавшие присоединиться к обители. В 1765 было положено начало женской обители, старшей в которой стала инокиня Марина (Серикова), после 1790 года монастырь становится женским, число насельниц в некоторые периоды доходило до 30 – 40 человек.В 1806 году монастырь был разогнан, а имущество передано в синодальную церковь. Усадьбу монастыря купил никонианский поп Жоданов. Инокини тайком стали молиться по домам. В начале 1820-х годов старица Домника Сухинина происходящая из богатой дворянской семьи, вместе с оставшейся матушкой Варварой принимаются к восстановлению монастыря, они выкупили у вдовы Жоданова усадьбу обители, расширили кельи, построили моленную. На пожертвования чугуевских купцов был построен большой дом, подарен участок земли более 30 гектар.В кон. 19 века при постройке железной дороги часть усадьбы была отторгнута. В 1921 году произведена ревизия, изъяты многие ценности, вскоре монастырь закрывается, а насельницы изгоняются. Некоторые старицы, как уже бывало раньше, стали молиться тайно, продолжая соблюдать монастырский порядок. В 1956 году монастырь подвергся новому разорению, милицией было изъято 96 богослужебных книг и десяток икон. В последние годы обитель насельницами не пополнялась, последняя старица – черница Марфа Марковна Бочарова умерла в 1994 году. В монастырском синодике записано 580 душ, тела которых погребены на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище[vii].За период Советской власти многие связи между старообрядческими общинами были нарушены, и только сейчас предпринимаются попытки для их налаживания. В 1980-х годах в Украине насчитывалось около 45 поморских общин. С распадом СССР и возникновением новых независимых государств появилась потребность в организации Всеукраинского регионального объединения ДПЦ. За эту работу в начале 1990-х годов взялись представители Харьковской общины, однако из-за возникших внутренних разногласий работа так и не была завершена. С конца 1990-х годов все более активно начинают работать представители Житомирской обл., на этот раз более успешно. 25 мая 2003 года в г. Житомире в Храме Покрова Пресвятые Богородицы старообрядческой общины ДПЦ состоялось учредительное собрание Христиан-поморцев Житомирской области, на котором принято решение об организации Областного совета ДПЦ. В собрании приняли участие представители общин ряда городов и сел Житомирской обл. В ходе этой работы сформирован Областной Совет Житомирской обл. председателем Совета избран д.н. Бабичев Никола Викторович (настоятель Житомирской общины ДПЦ). Созданный Совет взял на себя обязанности связанные с опекой Христиан как в Житомирской области так и находящихся в соседних регионах.К сожалению информация о современном состоянии общин ДПЦ неполная, но тем не менее все же дает какое-то представление. Несмотря на прошедшие годы, различия между восточными и западными приходами ДПЦ сохраняются, на востоке общины в основном не имеют храмов, а молятся в моленных домах, а то и вовсе на частной территории, при чем бывшие до революции поморские храмы так и не были возвращены. На западе напротив, в большинстве общин имеются свои храмы, за последние годы здесь было построено три новых храма, а в некоторых произведен ремонт. Поморские общины распределяются следующим образом:На Западе:  Житомирская обл. 13 общин, Винницкая – 3, Хмельницкая – 1.На Востоке: Харьковская – более 5, Ворошиловградская – не менее 2, Донецкая – не менее 2, Крымская – 2, в Днепропетровской и Запорожской по одной общине[viii].Кроме того существуют группы в Закарпатской, Одесской и Черниговской областях.Будем надеяться, что проведение подобных конференций будет способствовать более плодотворным исследованиям в области старообрядчества на территории Украины и соседних государств. 

Безгодов Алексей Александрович

(Доклад на конференции в Киеве в 2004 г.)


[i] Календарь Древлеправославной Поморской Церкви – далее КДПЦ.

[ii] Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Стар. Церк. Календарь на 1991 г.   Стр. 41.; И.Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. Стр. 66.; А.А. Безгодов. Образование Житомирского областного совета ДПЦ. КДПЦ на 2004 г. Стр. 85

[iii] Среди них журналы «Церковь» и «Щит Веры».

[iv] Гарбацкi А.А. Стараабраднiцтва на Беларусi ў канцы XVII – пачатку XX ст.ст.: Манаграфiя. – Брэст, 1999.

[v] Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки (сост. А.А. Исэров). – М. 2004.

[vi] Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Старообрядческий Церковный  Календарь (поморский) на 1991 г.  Стр. 41.

[vii] И.Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. стр. 66.

[viii] Архив Российского Совета ДПЦ.

ХРИСТИАНЕ-ПОМОРЦЫ УКРАИНЫ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: 2 комментария

Добавить комментарий